Дива дивная, или Великий и ужасный Каффарелли 12 апреля 1710 года в Битонто (Италия) родился Гаэтано Майорано – итальянский певец-кастрат (меццо-сопрано), прославившийся под прозвищем Каффарелли (Caffarelli). Считается, что по вокальным данным, технике, изяществу исполнения и красоте голоса он был вторым из всех легендарных кастратов, уступая только непревзойденному Фаринелли. Однако Никола Порпора – учитель обоих – называл самым лучшим именно Каффарелли. О детстве Каффарелли известно немного. Свой псевдоним певец взял – по разным источникам – то ли в честь своего первого учителя музыки, то ли в честь более позднего покровителя (оба носили фамилию Каффаро). По некоторым данным, Каффарелли в 10 лет получил небольшое наследство, позволившее ему учиться музыке, и сам выказал желание стать евнухом, чтобы посвятить свою жизнь пению. Он учился у Николы Порпоры – согласно легенде, тот заставлял его шесть лет заниматься по одному и тому же листку упражнений, после чего заявил: «Иди, сын мой, мне нечему больше учить тебя. Ты самый великий певец Европы». Каффарелли дебютировал в Риме в феврале 1726 года – довольно рано, в 15 лет, что, впрочем, не было чем-то необычным для мальчиков-кастратов. И начал он с женских партий, что тоже было типичным для карьеры кастрата. Успех Каффарелли был быстрым и шумным – с начала 1730-х годах он был уже хорошо известен в Италии, пел в Венеции, Турине, Милане и Флоренции. Затем он вернулся в Рим, где по-настоящему блистал на премьере новой оперы Хассе “Cajo Fabricio”. С 1734 года Каффарелли занимал должность в королевской капелле Неаполя и на протяжении 20 лет регулярно выступал в театре Сан-Карло, исполняя ведущие партии в операх Перголези, Порпоры, Хассе, Винчи и Глюка. Как большинство успешных кастратов, Каффарелли много путешествовал – его приглашали лучшие театры Европы. Например, некоторое время певец провел в Лондоне, сменив кастрата Сенезино в его роли главной звезды генделевской «Королевской оперы». После невероятного успеха Фаринелли в труппе, конкурирующей с Генделем, Каффарелли трудно было так же впечатлить лондонскую публику, и тем не менее в тот сезон он исполнил главные роли в нескольких постановках Королевского театра и в том числе спел Ксеркса в одноименной опере Генделя, впервые исполнив ее знаменитейшую арию “Ombra mai fù”. Затем Каффарелли продолжил свои путешествия по европейским столицам: он выступал в Мадриде (1739), Вене, где, как ни удивительно, его ждал полный провал (1749), Версале (1753) и Лиссабоне (1755). После 1756 года Каффаррелли выступал лишь изредка. Немногие свидетели его поздних выступлений отмечали, что его исполнение до конца сохраняло экспрессию и изящество, а голос – силу и красоту. Будучи одним из самых великих певцов своего времени, Каффарелли всегда оставался еще и настоящей капризной «дивой» и уверенно держал пальму первенства по невыносимости своего характера и поведения. В отличие от Фаринелли, которого все просто обожали за исключительную скромность и доброту, Каффарелли все терпеть не могли, потому что он был живым гиперболизированным олицетворением сразу всего того, в чем понемножку обвиняли многих других известных кастратов. Каффарелли «звездил» на полную, требуя невероятных условий контрактов, позволяя себе саркастичные ремарки даже в адреса королевских особ и их подарков. Он не уважал никаких приличий, правил и авторитетов и мог во время выступления покинуть сцену, чтобы поболтать в ложе со знакомой дамой, а потом вернуться и допеть арию как ни в чем не бывало. Он был высокомерен, груб, ужасно обращался с импресарио, композиторами и публикой, мог унижать и оскорблять своих партнеров по выступлению прямо на сцене. (Удивительно только, что Каффарелли умудрялся мирно работать с Генделем, также известным не лучшим характером, – возможно из-за невероятных гонораров, которые получал в его труппе в Лондоне). Интересно, что Каффарелли был известен еще и своими бурными любовными похождениями – из-за одного романа он даже едва не был убит обманутым мужем. К концу жизни характер Каффарелли несколько смягчился. Певец, заработавший огромное состояние, стал много тратить на благотворительность. Чарлз Бёрни, английский композитор и историк музыки, встретивший Каффарелли незадолго до его смерти, был поражен его вежливостью и учтивостью. Умер великий певец 31 января 1783 года в Неаполе. Предлагаем послушать разные интерпретации самой известной арии, исполнявшейся Каффарелли, "Ombra mai fù" из оперы Генделя "Ксеркс". Это самая первая ария, ее поет главный герой, царь Ксеркс, грезя о любви и наслаждаясь в саду красотой тени, которую отбрасывает платан. "Не было ни у одного древа в мире тени прекрасней, милей и нежней". (речитатив) Frondi tenere e belle del mio platano amato per voi risplenda il fato. Tuoni, lampi, e procelle non v'oltraggino mai la cara pace, né giunga a profanarvi austro rapace. (ария) Ombra mai fu di vegetabile, cara ed amabile, soave più. Очень литературный перевод В. Коломийца: (речитатив) Листья нежные, густые Дорогого мне платана, Чрез вас судьба мне открылась! Вихри, грозы, ураганы Не нарушат вовек покой ваш мирный, Вовек не возмутят вас Громы и ветры! (ария) Райская сень! О изумрудная, кроткая, чудная, Святая тень! Райская сень! Ольга Дюдина #Caffarelli #Castrato #Каффарелли #BaroqueOperaStories #BaroqueOpera #OperaSeria #ОпераСериа #OmbraMaiFu #Handel

Теги других блогов: опера Каффарелли кастрат